Празднование свадеб белорусами включает с себя несколько этапов: cвaтовcтво или помолвка, так называемый досвадебный этап, cвaдебное торжество - венчание и cвaдьба, а так же "медовый месяц" и пироги, относящиеся к торжествам после проведения непосредственно самой свадьбы. В настоящее время в Беларуси отмечают только помолвку и саму свадьбу непосредственно, в которую входит обряд венчания. Свадебное празднество продолжается два дня.
Молодожены в Белоруссии не могли самостоятельно определять время, когда они хотели сыграть свадьбу. Запрещено было проводить свадьбы с 7 по 21 января, а наилучшим был период, после обработки полей и сбора урожая, а так же зимний время от праздника Крещения до празднования Масленицы, когда особо важных работ в поле и по хозяйству не планировалось. Кроме этого, даже в отведенное для свадеб время очень многое зависело от фазы Луны. Самым удачным временем для того, чтобы сыграть свадьбу считалось полнолуние. В то время огромное значение придавалось великому множеству примет, которые безоговорочно принимались как предсказатели будущего и предвестники тех или иных событий. Не раз свадьбы откладывались только из-за того, что черная кошка перебежала сватам дорогу.
Интересна была подготовка выезда жениха из родного дома. Молодежь украшали повозки. Богатство убранства полностью зависело от общественного статуса молодожена. Головная бричка украшалась яркими алыми и белоснежными лоскутами и лентами, а ехал в ней сам новобрачный. Белый цвет подбирался подобно наряду невесты и символизировал ее невинность и целомудрие, а красный выступал как знак приобретения невестой нового социального статуса, перехода к семейной жизни. Особое место в украшении повозки занимали колокольчики. Посередине обычно располагался самый большой из них, а по краям – поменьше.
И вот, наконец, все приготовлено. Родители жениха центре дома ставят стол, покрытый скатертью белого цвета из чистого льна и кладут не него хлеб-соль. Рядом горела сретенская свеча, воск для которой приносили все поселяне и стояло ведро воды. После этого жених обводился вокруг этого стола 3 раза. Руки его отец перевязывал полотенцем, вытканным дома и давал сыну держать маленький образок с ликом Иисуса Христа. Матушка держала сретенскую свечу и благословляла сына. Иконку после обряда оставляли в доме, а свечу сват брал с собой как оберег. Также сват брал с собой из хаты жениха спиртное, монеты и купюры различного достоинства, сладкое, печенье.
В свиту новобрачного входили также сват, крестная мать, близкий родственник или лучший дружка жениха, а так же повозки с его родней и гостями.
В это самое время родня невесты приготавливалась встречать гостей. Подружки наряжали и развлекали невесту, а родственники готовили праздничный стол. Интересно, что подружку не наряжали к свадьбе дома. Для этого выбирался дом кого-либо из знакомых, причем необходимо было соблюсти ряд условий. Во-первых, невесту нельзя было вести от дома к дому через дорогу, из-за этого дом выбирался недалеко от дома родителей с той же стороны дороги. Во-вторых, новобрачный обязательно должен был ехать без остановки мимо жилища родителей своей половинки. Нельзя было одевать невесту в доме, где жили вдовцы, разведенные, а так же там, где случались другие житейские несчастья. Предпочтение отдавалось хате зажиточных, благополучных в браке односельчан.
Невесте подружки одевали праздничные сапожки красного цвета, заплеталась коса, наряд подгонялся. На талии завязывали пояс, также красного цвета. В заключении одевалась фата. Она должна была закрыть не только лицо, но и косу новобрачной. Украшал фату венок. Его могла надеть только девушка, сохранившая невинность до свадьбы. В свадебных венках использовались как живые цветы, так и искусственные. Часто в венке можно было увидеть руту - цветок, символ невинности. Невесте-сироте в венок вплетали мяту.
Самым ожидаемым и запоминающимся моментом свадьбы был и есть выкуп новобрачной. Накал страстей был очень и потому не запрещалось прибегать к разного рода уловкам, например таким как - посмеяться над оппонентом, уличить в жадности или припомнить старое.
Изначально торги проводила старшая сестра невесты, позже свите жениха приходилось торговаться с ее братом. По окончании торга заканчивался и все были довольны результатом, молодожены за руку шли в дом невесты. Там их встречали родители невесты и гости. Все садились за стол. Интересным было размещение гостей. Родственники и гости невесты садились спиной к двору дома, а родня и гости со стороны жениха – спиной к улице. Привилегия отдать указание наполнить первую чарку отдавалась старшему свату, он и провозглашал первый тост. Немного угостившись, виновники и гости торжества приступали к подготовке посещения церкви.
Будущий тесть брал полотенце и опоясывал им дочку, проведя ее три раза вокруг стола по солнцу, доводил до порога, где передавал ее жениху. После этого родители должны были взять каждый по хлебной буханке и заворачивали их в полотенце, которым до этого опоясывали новобрачную. Держа завернутых хлеб в одной руке, другой рукой они каждый поднимали полотенце, имитируя форму подковы. Создавались так называемые бессмертные врата, в которые нужно было пройти молодым, склонив головы, кланяясь родному порогу.
Молодые до храма ехали в разных повозках. Жених садился в первую, с ним же находилась все его свита, а невеста садилась во вторую, ведь это «она за него замуж шла». Семь повозок представлял собой свадебный кортеж. Это объясняется символикой цифры 7 – как основы существования семьи. Когда все усаживались, отец невесты совершал ритуал обхода свадебного кортежа. Мать следовала после отца. Ее задача была – насыпать круг из зерна вокруг повозок. Так создавался магический круг, защищающий молодых по пути до церкви. Родители венчающихся во время обряда находились дома, чтобы не нарушать созданный ими круг своим присутствием.
Пояс красного цвета стелился на полу храма, на него клали полотенце. Именно на нем стояли молодые. Под полотенце клали две медные монеты, как символ будущего достатка и благополучия. По окончании обряда все забиралось и хранились у новобрачных вместе с приборами, которыми пользовались новобрачные на свадьбе. Еще одно полотенце приносилось в дар храму.
Исторически сложилось так что невеста все время свадьбы должна находиться по левую руку от жениха. Это связано с определением у белорусов сторон мужского и женского начала.
Испокон веков белорусы после церковного обряда посещали могилы своих предков. Возможно, отсюда пошла традиция посещения и возложения цветов новобрачными у братских могил в настоящее время. Посетив захоронения, новобрачные отправлялись домой. Хорошей приметой было перенести на руках молодую жену через семь мостов, это сулило удачу и благополучие в семейной жизни. Дорогу молодым переходить никому не разрешалось. Дорогу домой молодые проводили уже вместе. Часто случалось так, что им преграждали путь односельчане и с шутками вымогали плату за проезд. С фатой проходил особый танец. Выглядел он так. Все молодые девушки, приглашенные на свадьбу, брались за руки и начинали водить хоровод. Невеста стояла в центре хоровода. После того, как девушки исполнили танец, новобрачная, вызывая по очереди каждую в середину круга, надевала не нее фату, примеряя и прихорашивая ее. Так она предлагала каждой попробовать быть невестой, как бы убеждая каждую, что это самое счастливое и прекрасное время в жизни женщины.
Молодожены оставались в повозке до появления на пороге дома родителей. Переходить в дом нельзя было по голой земле, вывернутый кожух часто служил дорожкой для входа в дом.
Молодых встречала мать с хлебом-солью, а отец выносил водку и рюмки для подношения молодым. Мать всегда была тепло одета и на ногах ее обязательно должны были быть валенки. Валенки служили как бы связующим звеном между мертвыми и живыми родственниками. Через материнские валенки умершие как бы благословляли молодых но долгую, счастливую жизнь. Плохой приметой считалось обидеть мертвых, не надев валенки. Они могли наслать на семью болезни и несчастья. Они принимали подношение, но могли только пригубить, не выпивая напиток, так как им предстояла первая ночь их семейной жизни. Поднесенное выливалось, и так несколько раз. Потом молодые, совсем не пробуя спиртного, выкидывали рюмки за спину, целовали хлеб-соль и входили домой.
При входе в дом запрещалось прикасаться к порогу, так как он всегда считался смертной зоной. Именно поэтому жениху необходимо было внести невесту в дом на руках. Гости, встречая молодых, осыпали их зерном.
Свадьба продолжалась несколько дней, обычно три. Заканчивалась свадьба делением каравая. Один каравай (испеченный в доме жениха) делился между родственниками новобрачного, второй между родственниками его жены. После этого свекровь снимала с новобрачной фату, которая передавалась шаферке, Невестке же она повязывала косынку и фартук.
Родители, отмечали свадьбу детей в так называемые «пироги». Они проводились немного больше, чем через неделю после окончания свадьбы, затем у молодых начинался месяц, носящий название «медовый» и они полностью входили в размеренную совместную семейную жизнь. Первенец обычно ожидался родителями через год.